Вайолетт Констанс Джессоп по праву можно назвать "черной вдовой" мирового мореплавания, и одновременно самой везучей дамой в истории морских путешествий.
--------------------------------
Женщина-несчастье. Как Вайолетт Джессоп "погубила" два "Титаника"
21 ноября 1916 года затонул, подорвавшись на немецкой мине, лайнер "Британник" - "родной брат" "Титаника"
---------------------------------------------------------
Девушка и морские гиганты
Трагическая судьба знаменитого океанского лайнера "Титаник", погибшего во время своего первого рейса, известна всем. О том, что у "Титаника" были два "брата-близнеца", известно меньше, как и о том, что их судьба тоже была не слишком счастливой.
И еще меньшее число людей знает, что всех трех гигантов связала дама, чья история может служить наиболее яркой иллюстрацией к старому морскому поверью "женщина на корабле - к несчастью".
В начале XX века британская судоходная компания "Уайт Стар Лайн" задумала обзавестись несколькими огромными трансокеанскими лайнерами, которые должны были поражать воображение своей величиной, роскошью и скоростью.
Конструкторское бюро верфи "Харленд энд Вулф" в Белфасте приступило к работе над проектом в 1907 году.
( Первый из трех лайнеров, получивший название "Олимпик", был введен в эксплуатацию 14 июня 1911 года. Второй, "Титаник", в апреле 1912 года. Третий и последний, "Британник" - в декабре 1915 года.)
Стюардесса по имени Вайолетт
2 октября 1887 года в аргентинской Байя-Бланке, в семье ирландских эмигрантов Уильяма Джессопа и Кэтрин Келли, родилась девочка, которую назвали Вайолетт. В детстве она заболела туберкулезом, и врачи считали ее почти безнадежной, однако Вайолетт выжила. После того, как умер её отец, Вайолетт и её семья переехали в Великобританию, где она училась в школе при женском монастыре.
Вайолетт была старшим ребенком в семье, и когда заболела мать, на ее плечи легла забота обо всех. Девушке удалось устроиться стюардессой в судоходную компанию, где она обслуживала состоятельных пассажиров кораблей.
23-летняя Вайолетт Джессоп оказалась в числе тех стюардесс, которых в июне 1911 года перевели на работу на только что построенный "Олимпик".
Девушку это не обрадовало - лайнер был предназначен для плавания через Атлантику, а погодные условия на этой линии Вайолетт категорически не нравились. Но ее положение заставляло принимать условия работодателя, и Вайолетт смирилась.
( 20 сентября 1911 года "Олимпик" из-за неудачного маневрирования столкнулся с крейсером "Хоук".)
Корабли получили повреждения, но остались на плаву. При инциденте никто не погиб. К слову, командовал "Олимпиком" в этот момент Эдвард Джон Смит - капитан "Титаника" в его первом и последнем плавании.
"Олимпик" пережил обоих своих "братьев", прошел Первую мировую войну, вернулся на трансатлантические линии, совершив в общей сложности 257 рейсов в Нью-Йорк и обратно, а в 1935 году был выведен из эксплуатации и отправлен на металлолом. Возможно, "Олимпику" просто посчастливилось вовремя избавиться от Вайолетт Джессоп.
Выжившая
В апреле 1912 года стюардессу перевели на "Титаник", чему она резко противилась. Ее, однако, переубедили, сказав, что работа на широко разрекламированном "Титанике" станет отличной рекомендацией в будущем.
Вечером 14 апреля Вайолетт, отработавшая свою смену, отправилась к себе в каюту, и уже почти заснула, когда почувствовала толчок. "Титаник" столкнулся с айсбергом.
Как и другие стюардессы, она получила приказ выйти на верхнюю палубу. В экипаже "Титаника" было всего 23 женщины, и никакой помощи в данной ситуации оказать они не могли. Стюардесс в 1:20 ночи посадили в шлюпку номер 16. В момент, когда Вайолетт садилась в шлюпку, ей передали на руки ребенка, которого она благополучно доставила на "Карпатию". Там его забрала какая-то женщина. Девушка позже признавалась, что она так и не узнала, была ли это мать ребенка - в тот момент ей, замерзшей и напуганной, было не до расспросов.
( При катастрофе "Титаника" выжили лишь 710 человек из 2224 находившихся на борту. После этого, казалось бы, Вайолетт Джессоп должна была сойти на берег окончательно.)
Медсестра с "Британника"
Судьбе, однако, было угодно свести ее и с третьим "братом" - "Британником". Работы по кораблю были завершены в конце 1915 года, когда Первая мировая война была в самом разгаре. Британское Адмиралтейство реквизировало корабль, намереваясь использовать его как госпитальное судно.
( В 1916 году Вайолетт поднялась на борт плавучего госпиталя в качестве медсестры Британского Красного Креста.)
Более дурного знака для корабля быть не могло, несмотря на то, что "Британник", с учетом катастрофы "Титаника", был значительно перестроен для повышения непотопляемости.
28 октября 1916 года немецкая подлодка U73 под командой Густава Зисса поставила мины в канале Kea - между островом Kea и материковой Грецией.
( 21 ноября 1916 года "Британник", шедший со скоростью в 20 узлов, подорвался на немецкой мине.)
В первый момент серьезность положения не оценили. Дело происходило утром, и медсестрам было приказано не прерывать завтрак. Однако вскоре оказалось, что "Британник" тонет. Судно заливало через открытые по правому борту для проветривания иллюминаторы, а вода из затопленных отсеков продолжала проходить дальше из-за заклинившей двери в переборке между котельными.
( Была объявлена эвакуация, в ходе которой спаслись 1036 человек, и в их числе Вайолетт Джессоп.)
Но до сих пор неясным причинам "Британник" затонул всего за 55 минут, в то время как "Титаник" оставался на плаву три часа.